Данная программа основывается на традиционных методах вокально-хоровой работы, учитывая новые методы, разработанные в последние десятилетия. Используется также опыт автора программы, полученный при изучении произведений и исполнительской традиции древнерусского певческого искусства в Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Как известно, песнопения знаменного распева являются истоком русской профессиональной хоровой культуры, и характеризуются особой исполнительской манерой.
Отличительной особенностью программы является обращение к русской духовной музыке, которая почти столетие была «за семью печатями». К сожалению, такое враждебное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось не только на нравственном состоянии общества, но и на развитии всей современной культуры. «Как показывает опыт истории, – отмечает профессор В.В. Медушевский, – духовная крепость человечества не может цементироваться с одним лишь светским искусством. Когда светская музыка, разрастаясь, вытесняет музыку молитвы, культура приходит в запустение и одичание… Ее высшее призвание – умножение любви в человечестве – подменяется сиюминутным интересом».
Только благодаря подвижничеству регентов клиросных хоров и усилиями выдающихся хормейстеров, таких как П.Г. Чесноков, А.В. Свешников, А.А. Юрлов, позже В.Н.Минин, Б.Г. Тевлин, А.Д. Кожевников, В.К. Полянских, В.А. Чернушенко и других, это направление музыки продолжало существовать в СССР во времена антирелигиозной пропаганды и гонения на Русскую Православную Церковь. За последние десятилетия в нашей стране заметно возрос интерес к религиозно-духовной культуре, возрождаются отечественные национальные ценности и приоритеты. Это обусловлено множеством причин, в частности тревожной социально-культурной ситуацией нынешнего времени. Сегодня русская и зарубежная духовная музыка занимает особое место и в концертном репертуаре, и в педагогической практике.
В основе репертуара хора – произведения, исполняемые a cappella. Пение a cappella в хоровой культуре России с исторической точки зрения представлена народной и церковной православной традициями. С появлением композиторской школы жанры хоровой музыки a cappella утверждаются в творчестве многих отечественных композиторов. В наши дни этот вид пения как фундаментальная основа отечественного хорового профессионального искусства продолжает развиваться и подпитываться творчеством современных композиторов.
В последние годы в связи с активизацией фестивального хорового движения в странах, следующих в хоровом обучении европейской музыкальной традиции (страны Европы, США, Канада, большинство стран Азии, Южной Америки, страны Южной Африки), пение a cappella получило новый толчок к развитию, произошел подлинный расцвет в хоровом исполнительстве – как детских, так и молодежных любительских коллективов. За рубежом проводится немало хоровых конкурсов, вся программа которых исполняется a cappella.
Умение петь a cappella считается высшим проявлением хорового мастерства. Широкое распространение и популяризация пения без сопровождения безусловно является прогрессивной тенденцией, поднимающей искусство хорового пения в любительских коллективах на новую высоту, так как требует от участников хоров хорошей подготовки.
Активно используются в программе актуальные сейчас в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии. К здоровьесберегающим технологиям обучения мы относим дыхательную гимнастику и дыхательно-певческие упражнения, движение на уроках пения – как в виде самостоятельных физических упражнений, так и использующееся в процессе певческой работы, а также применение игровых методик в изложении и освоении различных тем предмета.
В целом в основе преподавания по данной программе лежит принцип последовательности и доступности обучения, изложения нового материала – от простого к сложному, опоры на интерес обучающегося, учета индивидуальных особенностей ребенка.
К пению в хоре «София» мы привлекаем юношей мутационного и предмутационного периода (13-15 лет), выделяя их в мужскую группу и занимаясь с ними вокальными упражнениями по системе В.В. Емельянова. С выделенной мужской партией детский хор звучит более ярко и празднично, что очень нравится обучающимся в хоре, а также мотивирует учащихся продолжать заниматься хоровым пением в старшем школьном возрасте.
Работа по данной программе даёт возможность, во-первых, сформировать у детей систему специальных знаний и навыков, во-вторых, получить детям опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей человека.
По окончании студии учащиеся
овладевают:
● вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками;
● навыками и умениям в совместной деятельности в коллективе;
● навыками актерской выразительности и сценической культуры
приобретают:
● высокий уровень певческой, исполнительской культуры;
● умение ориентироваться в различных явлениях музыкального искусства;
● художественный, музыкальный и эстетический вкус;
● сформированное чувство патриотизма;
● ориентацию на общечеловеческие ценности;
● мотивацию к дальнейшему познанию и творчеству;
● способность адаптации в обществе
проявляют:
● сформированные личностные качества – целеустремленность и ответственность в достижении поставленной цели, владение основами культуры поведения в обществе.
В результате воспитательной работы учащиеся получают:
● опыт творческой деятельности
● радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками
● навыки коллективного творчества
● возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Кандидатский хор
I. Вокально-хоровая работа (128часов)
1.1 Учебно-тренировочный материал.(8 часов)
1.2. Хоровое сольфеджио (24 часа)
1.3. Вокальная работа. (16 часов)
1.4. Хоровая работа.(40 часов)
1.5. Работа над произведением (40 часов)
II. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (4 часа): экскурсии, беседы о художественном содержании произведений, беседы о композиторах и их творчестве, обзор жанров и стилей исполняемых произведений.
III. Концертно-исполнительская деятельность (12 часов): Рождественский и Пасхальный концерты, участие в региональных и международных фестивалях, концертах народной музыки, участие в благотворительных концертах в больницах, монастырях, храмах.
Основной состав хора
I. Вокально-хоровая работа (128часов)
1.1 Учебно-тренировочный материал.(8 часов)
1.2. Хоровое сольфеджио (24 часа)
1.3. Вокальная работа. (16 часов)
1.4. Хоровая работа. (40 часов)
1.5. Работа над произведением. (40 часов)
II. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (4 часа): экскурсии, беседы о художественном содержании произведений, беседы о композиторах и их творчестве, обзор жанров и стилей исполняемых произведений.
III. Концертно-исполнительская деятельность (12 часов): Рождественский и Пасхальный концерты, участие в региональных и международных фестивалях, концертах народной музыки, участие в благотворительных концертах в больницах, монастырях, храмах.
вокальный ансамбль
I. Вокально-хоровая работа (63 часа)
1.1 Учебно-тренировочный материал.(7 часов)
1.2. Хоровое сольфеджио (7 часов)
1.3. Вокальная работа. (7 часов)
1.4. Хоровая работа. (20 часов)
1.5. Работа над произведением. (20 часов)
II. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (4 часа): экскурсии, беседы о художественном содержании произведений, беседы о композиторах и их творчестве, обзор жанров и стилей исполняемых произведений.
III. Концертно-исполнительская деятельность (7 часов): Рождественский и Пасхальный концерты, участие в региональных и международных фестивалях, концертах народной музыки, участие в благотворительных концертах в больницах, монастырях, храмах.
сольфеджио
1. Нотная грамота-4 часа
2. Ритмическое воспитание −7 часов
3. Изучение элементов музыкального языка, слуховой анализ −6 часов
4. Развитие ладового слуха-6 часов
5. Вокально-интонационная работа-3 часа
6. Музыкальный диктант-6 часов
7. Сольфеджирование, чтение нот с листа-4 часа
древнерусское певческое искусство
1. Знаменный распев – происхождение, стилистика. (1 час)
2. Ладовая организация древнерусских песнопений – обиходный звукоряд. (2 часа)
3. Знаменная нотация – крюки (начертание, символика, исполнение). (4 часа)
4. Изучение попевок знаменного распева. (3 часов)
5. Стилистика знаменного многоголосья. (3 часа)
6. Работа над концертным исполнением. (19 часов)
7. Концертно-исполнительская деятельность. (4 часа)